Образование для всех   Департамент образования   Общественная приёмная   Горячая линия  


Эффективное средство развития речи-рассуждения
Дата: 25 января 2011 | Просмотров: 5917 | Опубликовал: EVTrefilova

Связная речь -  явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, которую  представители педагогической науки и практики обозначили как речь-рассуждение, речь-объяснение. В д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти разработана программа «Учимся рассуждать», как эффективное средство  развития речи - рассуждения

Интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое выражается в форме текста-рассуждения. Необходимость обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждений очевидна, однако, соответствующая методика недостаточно разработана на современном этапе развития науки и практики. Именно это и обуславливает актуальность программы развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста «Учимся рассуждать», разработанной педагогическим коллективом детского сада №146 « Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.  Тольятти  под руководством к.п.н. Людмилы Геннадьевны  Шадриной, на основе обобщения опыта работы по развитию мышления и речи дошкольников.
Рабочая тетрадь «Играем, думаем, объясняем» к программе «Учимся рассуждать» в 2008 году стала лауреатом Муниципальной премии в номинации «Педагогические изобретения» фонда «Развитие через образование» г. Тольятти.

 

Программа «Учимся рассуждать»,
как эффективное средство  развития речи-рассуждения.
д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти


Связная речь -  явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, которую  представители педагогической науки и практики обозначили как речь-рассуждение, речь-объяснение.


Интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое выражается в форме текста-рассуждения. Необходимость обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждений очевидна, однако, соответствующая методика недостаточно разработана на современном этапе развития науки и практики. Именно это и обуславливает актуальность программы развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста «Учимся рассуждать», разработанной педагогическим коллективом детского сада №146 « Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.  Тольятти  под руководством к.п.н. Людмилы Геннадьевны  Шадриной, на основе обобщения опыта работы по развитию мышления и речи дошкольников.


Приложение к программе – рабочая тетрадь «Играем, думаем, объясняем» для работы с детьми старшего дошкольного возраста  может рассматриваться  как самостоятельное пособие, включающее практические задания, которые в непринужденной, увлекательной форме помогут дошкольникам проверить свои умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.


Четкие, доступные рекомендации авторского коллектива, касающиеся  организации работы с детьми,  окажут необходимую помощь педагогическим работникам  ДОУ в вопросах формирования у детей различных видов школьной зрелости: социальной, психологической, интеллектуальной, эмоциональной.
В психолого-педагогическом аспекте программа «Учимся рассуждать» имеет три направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения); когнитивное или  познавательное.


Следуя принципу системности, данная  программа предполагает целостный, последовательный  процесс  развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста: от младшей до подготовительной, в соответствии с задачами работы для каждой возрастной группы. Содержание программы обеспечивает полноценное овладение детьми дошкольного возраста родным языком, развитие у них языковых способностей, что является стержнем полноценного формирования ребенка-дошкольника.


Исходными положениями программы «Учимся рассуждать» являются следующие утверждения:
во-первых,  успешное развитие речи-рассуждения детей дошкольного возраста обусловлено в том числе обучением дошкольников знаниям речеведческого характера о функции, структуре, языковых особенностях данного текста (текста-рассуждения);
во-вторых, эффективность обучения зависит от учёта и реализации идеи коммуникативной направленности речи; ситуативный характер речевых задач поставленных в обучении, помогает дошкольникам видеть для чего и для кого создаётся текст;
в-третьих, обучение дошкольников речи-рассуждению должно носить межпредметный характер: занятия по развитию речи, на которых дети овладевают знаниями речеведческого характера и на их основе умениями самостоятельно создавать текст, должны быть базовыми. Закрепление знаний и умений обеспечивается на занятиях по логике, конструированию, математике, на занятиях по ознакомлению с экологическими представлениями, в экспериментальной деятельности.


Одной из задач развития объяснительной речи  является задача знакомства дошкольников  со структурой рассуждения. С целью решения данной задачи,  педагоги детского сада  разработали серию пособий, основываясь на положении, что для построения связных высказываний-рассуждений детям необходимо овладеть следующими умениями:

  • строить высказывание в соответствии с темой;
  • соблюдать последовательность изложения;
  • использовать различные внутритекстовые связи;
  • отбирать необходимые лексико-грамматические средства для реализации высказывания.

Рассуждение, как и любой другой вид текста, имеет определенную структуру, логику  построения высказывания: тезис (то, что объясняется), аргументы (само объяснение), вывод.


Части текста связаны между собой словами-связками. Основываясь на этой логике, коллективом были разработаны модели, направленные на знакомство детей со структурой текста-высказывания,  ориентацию  ребенка на понимание структуры текста, логики его построения.


Таким образом, для дошкольника модель – это внешняя опора совершаемых внутренних интеллектуальных действий, подсказка, помогающая контролировать построение высказывания; а также эффективный прием закрепления у детей представлений о структуре рассуждения.


Для обучения детей объяснительной связной речи программа рекомендует использовать два вида моделей:  
1-й вид – модели, отражающие структуру текста-рассуждения;
2-й вид – модели, подсказывающие детям содержание речи в  высказывании (алгоритм – схема).


Для практических работников  ДОУ представляет ценность разработанные коллективом  критерии и уровни овладения детьми речью-рассуждением, основываясь на которых можно  отследить уровень речевого развития каждого ребенка и спроектировать индивидуальную работу с детьми как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым.


Практическая значимость программы «Учимся рассуждать» состоит в возможности её использования в детских садах любого вида с целью совершенствования речевого развития ребёнка дошкольного возраста, эффективной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Данная программа может использоваться как парциальная или дополнительная программа к  основным общеобразовательным программам дошкольного образования; а так же преподавателями педагогических колледжей и университетов в курсе «Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».


Программа «Учимся рассуждать» в предложенном варианте апробирована и с 2006 г.  внедрена и используется в детских садах АНО ДО «Планета детства «Лада», что также подтверждает  её актуальность, грамотность и эффективность.


Концепция и содержание программы неоднократно представлялись авторами на научно-практических конференциях  различных уровней в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Тольятти, Пензе.  Программа развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста «Учимся рассуждать» и рекомендации к организации работы по программе прошли научно-методическую экспертизу в Министерстве образования и науки Самарской области и были рекомендованы к использованию в дошкольных образовательных учреждениях области.


Рабочая тетрадь «Играем, думаем, объясняем» к программе «Учимся рассуждать» в 2008 году стала лауреатом Муниципальной премии в номинации «Педагогические изобретения» фонда «Развитие через образование» г. Тольятти.

  Заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
д/с № 146 «Калинка»
Маненькова Валентина Александровна








Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.



Официальный портал администрации городского округа Тольятти Электронное правительство Самарской области Сеть многофункциональных центров предоставления государственых и муниципальных услуг Портал государственных услуг Российской Федерации Региональный портал госуслуг Детский Технопарк «Кванториум» Результаты независимой оценки качества услуг организациями Система on-line опросов Дайте оценку Система on-line опросов
Департамент образования администрации г.о. Тольятти © 2008-2025г.
Центр информационных технологий г.о. Тольятти © 2008-2025г.