Главная > Обмен опытом > Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей


13 марта 2014. Разместил: Irina

Проблема развития эмоциональной отзывчивости  у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы - взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что  многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают свое отношение к  своим поступкам и поступкам своих детей.

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет  отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми.  Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное  явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный  психически  здоровый  ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный  век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми,  а ребенок остается,  не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками.  В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов.  Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Вот уже несколько лет  МБУ детский сад № 73 «Дельфин» работает над данной проблемой, приоритетным направлением является целенаправленное эмоционально-нравственное воспитание личности ребенка, основы которой закладываются в дошкольном возрасте. Работа ведется в трех направлениях:  с воспитанниками,    педагогами и  родителями.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить  ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников  небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни,  задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка.  Эмоциональная отзывчивость  - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается педагогами:

как умение откликаться на события, явления;

как способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить  факты с жизненным опытом;

как эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа.

К раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивости педагоги детского сада подходят через рассмотрения следующих понятий: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. [4]

Эмоциональная отзывчивость – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. [4]

Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка» [1]. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.[5]

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой – акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим. [2]

Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:

- собственно-эмоциональное развитие;
- опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Собственно-эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно-эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать, прежде всего, поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условиями для этого будут:

1. Формирование ценностных представлений:
- нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);
- интеллектуальных (истина, знание, творчество);
- эстетических (красота, гармония);
- социальных (семья, этнос, отечество);
- валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);
- материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда).

2. Использование приёмов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания. [5]

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций,  ребенку трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства.  Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Знакомство детей с эмоциями осуществляется в дошкольном учреждении как в ходе всего воспитательно - образовательного процесса, так и на специальных занятиях с педагогом - психологом, где дети с помощью элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций, сказкотерапии)  переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания.

Для коррекционной работы педагогом-психологом  разработан цикл занятий.

У детей агрессия зачастую является защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи  таким детям по преодолению агрессивных  проявлений в условиях  дошкольного учреждения является индивидуальные занятия с детьми, проводимые педагогом- психологом и узкими специалистами.

Музыкальный руководитель грамотно подходит к  проведению музыкальных занятий, которые также  способствуют  развитию эмоциональной сферы ребенка. Данная деятельность  во многом помогает педагогам осуществлять коррекционную работу по  профилактике нарушений поведения детей, в частности, проявлению агрессивности. В процессе данных занятий у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Специалистами ДОУ были подобраны и проведены методики, направленные на определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, подобраны критерии уровня развития эмоциональной отзывчивости (Приложение № 1)

Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»

Цель: Выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.

Описание методики. Двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. С внешней стороны эти задания воспринимались детьми приблизительно в равной степени сложности.

Выяснялось, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляли: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками»,- и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.

Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.

После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, следили за тем, обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то  побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.

Строя так эксперимент, естественно было ожидать, что его ключевым моментов будет анализ поведения испытуемого после выполнения им практического задания, характера его решения. Вместе с тем следует признать, что выполнения задания – это, как правило, результат действия уже сложившихся ранее у ребенка соответствующей потребности, мотивов и лежащих в их основе эмоций. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.

Результаты работы.

Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволило выделить три группы показателей их эмоциональной отзывчивости:

Высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаружены в форме содействия ребенку сверстнику;
Средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику;
Низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие.

В соответствии с этими показателями испытуемые были разделены на три группы, существенно отличавшиеся по поведению детей.

В первую группу вошли дети с самыми высокими показателями эмоциональной отзывчивости, проявляющейся в форме устойчивого содействия сверстнику. К этой группе были отнесены всего 5% воспитанников. Дети этой группы сравнительно быстро обнаруживали затруднения у сверстника, адекватно их оценивали, утешали в случае их возникновения, довольно содержательно реагировали на успешное выполнение полученного ими задания. Бескорыстно предлагая сверстнику свою помощь, дети из этой группы обнаруживали настойчивость при завершении начатого дела или же организовывали совместную со сверстником деятельность.

Ко второй группе были отнесены дети со средними показателями эмоциональной отзывчивости, выражавшейся в форме сопереживания или сочувствия, 63% воспитанников. Они также быстро замечали возникшие у сверстника затруднения при выполнении задания, живо откликались на них, испытывая при этом огорчение, обращали внимание взрослого на неблагополучие сверстника, давали советы, как лучше выполнить, и т.д. Эти дети в редких случаях предпринимают попытки попробовать выполнить задание сверстника, при этом очень быстро прекращают их.

В третью группу были включены дети с низкими показателями эмоциональной отзывчивости; характерным для них было отсутствие выраженного сопереживания и сочувствия, 32% воспитанников. Они не только не проявляли активного содействия сверстнику в преодолении им трудностей, но и не откликнулись на наше предложение оказать помощь сверстнику.

Методика № 2.  Беседа  (Модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).

Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Проведение исследования: сначала наблюдали за детьми 5-7 лет  в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Качественный анализ полученных данных

Результаты анализа полученных данных показал, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях. В результате выделено три уровня  сформированности социальных эмоций у детей: высокий, средний, низкий.

Высокий  уровень   сформированности социальных эмоций был отмечен у 7% детей. Они отвечали правильно на все поставленные вопросы, обосновывали свои ответы. При наблюдении за ними в деятельности замечали, что они охотно, по собственному желанию оказывают помощь сверстнику, откликаются на эмоциональное состояние сверстника.

Средний уровень - у 58% воспитанников. При наблюдении за этими детьми, было замечено, что они радуются за успехи других, замечают эмоциональное состояние сверстника, но не пытаются его утешить. Начинают помогать окружающим с энтузиазмом, но это быстро надоедает. На некоторые вопросы отвечали неверно, не могли обосновать свой ответ.

Низкий  уровень сформированности социальных эмоций отмечен у 35% детей. Наблюдение показало, что они равнодушно реагируют на успехи и неудачи других. Ответы на вопросы давали неверные, обосновать их в большинстве случаев затруднялись, или при обосновании  было очевидно, что дети руководствуются лишь своими желаниями.

Методика № 3. Педагогические ситуации.

Цель: Стремление и желание ребенка реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника.

Проведение исследования: Детям предлагалось закончить несколько ситуаций:

Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Приведем качественный анализ полученных данных.

При обработке результатов  особое внимание обращается не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку.

В результате мы выделили  три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень  отмечен у 3% детей. Они адекватно реагировали на ситуации, которые были предложены, у них хорошо сформировано чувство долга, проявляют сочувствие и сопереживание людям и животным, правильно сформированы нравственно оценочные нормы.

Средний уровень выявлен у 55% воспитанников. Они тоже выражали сочувствие и сопереживание по отношению к окружающим людям и животным, но обосновать проявления своих чувств они затруднялись. На вопрос «можно ли обижать животных?» дети отвечали – «нет». Когда задавали вопрос «почему?», они не могли дать ответа на него. В некоторых предложенных ситуациях дети давали неправильные ответы.

Низкий уровень  - у  42% воспитанников. На предложенные ситуации они реагировали равнодушно, обосновать свои ответы дети затруднялись. В некоторых ситуациях, когда их просили ответить, например, «Что сделала Вера?», дети отвечали «не знаю». Помощь сверстнику оказывают по предложению взрослого.

Таким образом, беседа с детьми и предоставленные им педагогические ситуации свидетельствует о том, что не все дети способны к отзывчивости, а также не все дети имеют точное понятие о чувствах человека.

На основании выявленных результатов была разработана программа «Развитие эмоциональной отзывчивости на дискомфорт сверстника, которая была направлена на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, а также создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением. (Программа прилагается)

Результаты диагностики заставили педагогов задуматься над  проблемой и начать действовать!

Важно не просто организовать работу в данном направлении, но и определить эффективные пути формирования у детей эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих, выстроить работу с педагогами и родителями.

За время   работы ДОУ над данной проблемой  сложилась целостная система, которая включает в себя

- просветительскую и профилактическую деятельность,
- психологическую и педагогическую диагностику,
- развивающие и коррекционные занятия,
- индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей,
- проведение тренингов, круглых столов, и т.д.

На начальном этапе работы над данной проблемой, педагогическим коллективом была поставлена цель: определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости  у воспитанников на  переживание окружающих

Поставлены задачи:
1) определить критерии уровня проявления эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня проявления эмоциональной отзывчивости на переживания окружающих.

Конечным результатом работы  должна  стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти  на помощь, попавшему в трудную ситуацию, не  проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости  у детей в дошкольном учреждении  реализуется посредством:

-  расширения представлений о понятиях «добро» и «зло»;
-  развития способности к эмоциональному сопереживанию;
-  развития стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
-  формирования ценностного отношения к моральной стороне поступков;
-  воспитания гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;
- обучения конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Проводя целенаправленную работу по развитию эмоциональной отзывчивости  у детей, не следует забывать, что определяющим фактором в формировании способности к сочувствию, пониманию эмоций других людей является пример взрослых,  в первую очередь родителей. Именно они являются примером для подражания и закладывают основу формирования эмпатии личности ребенка.

Задача  родителя — определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к окружающему миру состоялась и прошла безболезненно.

Формы работы:

  • индивидуальная работа, направленная на адекватное восприятие ребенка и формирование способов воздействия, таких как — контроль просмотра телепередач, компьютерных игр, обсуждение ситуаций желаемого поведения, проявление родителей эмпатии в своем поведении;
  • просвещение родителей в вопросах эмоционального развития детей через различные нетрадиционные формы работы демонстрирующие ведущую роль семьи в развитии эмоциональной сферы и воспитание сострадательных чувств, проведение анкетирования с целью выявления стиля семейного воспитания и путей коррекции, стендовая информация,  тренинги;
  • консультации на сайте учреждения, выпуск газет, буклетов;
  • просмотр видеопрезентаций сцен насилия, когда дети становятся нечувствительными к боли другого человека.

Чтобы определить успешность проделанной работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы, развития эмпатии, умения сопереживать и сочувствовать, повторно проведена диагностика, результаты которой показали, что высокий уровень развития демонстрируют 85% воспитанников, средний уровень развития - 10%, низкий уровень развития лишь 5%.

В результате наблюдений выявлено, что большинство детей в совместной деятельности стремятся помочь сверстникам, младшим детям, взрослым. Если видят, что кто-то огорчен, пытаются утешить его, узнать, что с ним произошло, пытаются исправить  ситуацию.

Полученные данные показали положительную динамику в развитии уровня поведенческого компонента эмпатии у старших дошкольников.

Литература:

1.    Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2.    Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3.    Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4.    Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5.    Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Приложение № 1

Критерии уровня развития эмоциональной отзывчивости

Три основных уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста:

1. Низкий уровень: отмечается развитие эмоциональной отзывчивости, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании состояний, которые испытывает другой, на основе отождествления с ним.

2. Средний уровень:  ребенок способен обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию (переживание  по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого). Включает в себя идентификацию субъекта с объектом испытывающим эмоциональный дискомфорт.

3. Высокий уровень: отмечается способность ребенка к критическому осмыслению своего поступка, адекватной оценке своей деятельности, стремлению к оказанию действенной помощи. Успешность ее зависит от степени обращенности личности к своему внутреннему миру, подвержено рефлексии.

Приложение № 2

План работы с родителями

№ п/п  Форма работы Тема Сроки
1 анкетирование родителей «Развитие эмоциональной отзывчивости в семье» сентябрь
2 тренинговое практическое занятие с родителями Как справиться с проблемой, если она уже есть. Агрессивное поведение ребенка октябрь
3 родительское собрание с элементами практикума в старшей группе «Психологическое здоровье ребёнка - основа его будущего» ноябрь
4 круглый стол  Вред и польза компьютерных игр декабрь
5 родительская гостиная «Наказывая, подумай как» январь
6 семинар-практикум Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости  на чувства  и  переживание окружающих людей февраль
7 циклы совместных занятий воспитателя  с родителями  «Современные  дети: особенности игры, общения и психического развития» март
8 конкурсы с участием родителей Конкурс рисунков «Так поступать нельзя!» апрель
  акции с участием родителей «Новогодние подарки для детей-сирот»
«Помоги бездомным животным»
май
9 мини-практикум «Атмосфера в семье может стать источником агрессии у детей» июнь
10 детско - родительская встреча  «Учимся играть в добрые игры» июль
11 родительское собрание «Как слушать ребенка?» август
12 выпуск буклетов «Стиль семейного воспитания»
«Эмоции ребенка»
«Поговори со мною мама»
«Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка»
«Ситуации для обсуждения»
«Роль мультфильмов на развитие эмоциональной отзывчивости детей»
«Лечебная сила родительской любви»
«Когда отсутствует взаимопонимание появляются проблемы»
ежемесячно

 

Приложение 3. Работа с педагогами

Месяц Формы работы Тема Ответственный
сентябрь консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств» зам. зав по ВМР
«Роль эмоций в образовании детей»
октябрь мини-практикум «Как формировать у ребенка социальные эмоции» педагог-психолог
разбор педагогических ситуаций «Развитие эмоциональной отзывчивости на дискомфорт сверстника» зам. зав по ВМР
ноябрь семинар-практикум «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста» зам. зав по ВМР
психологический тренинг «Подари радость другому» педагог-психолог
декабрь круглый стол «Социально-эмоцианальное неблагополучие детей дошкольного возраста» зам.зав по ВМР
реалаксация «В мире добра» педагог-психолог
январь семинар «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка дошкольника» зам. зав по ВМР
консультация «Когда отсутствует взаимопонимание, появляются проблемы» педагог-психолог
февраль открытый просмотр образовательной деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости по блоку программы №1
«Знакомство с эмоцией радости»
рисование на тему «Радостные человечки»
зам.зав по ВМР
психологический  тренинг «Тренинг педагогической эффективности» педагог- психолог
март практическая деятельность с педагогами изготовление картотеки дидактических игр на развитие эмоциональной отзывчивости у детей на неблагополучие окружающих» зам. зав по ВМР
апрель круглый стол «Детско - родительские отношения, как фактор оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей» зам. зав по ВМР
открытый просмотр образовательной деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости по блоку программы № 2 «Два друга»
май открытый просмотр образовательной  деятельности воспитателя с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости по блоку программы №3 «Найди друга» зам. зав по ВМР
июнь практическая деятельность с воспитателями разработка проблемных ситуаций по развитию эмоциональной отзывчивости для детей старшего дошкольного возраста зам. зав по ВМР
июль практическая деятельность с воспитателями подбор мультфильмов направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста зам. зав по ВМР
август практическая деятельность с воспитателями оформление материалов для родителей направленных на повышение компетентности в области развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста зам. зав по ВМР

Андреенко Татьяна Александровна, заведующая;
Алекинова Ольга Владимировна, заместитель заведующей по ВМР
МБУ детский сад №73 «Дельфин» г.о. Тольятти.


Вернуться назад