Программа «Я, ты, мы» как эффективное средство развития социальной компетентности дошкольников
Программа «Я, ты, мы»: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для реализации как парциальная программа ДОУ. В АНО ДО «Планета детства «Лада» данную программу реализуют 4 детских сада, в том числе и детский сад № 186 «Вазовец» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников. Основной целью программы «Я, ты, мы» является развитие индивидуальности, интересов, потребностей, творческих способностей и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства, уважать точку зрения другого человека, относиться к людям с уважением, овладеть социальными навыками. Задачи программы по разделам следующие:
- Раздел «Уверенность в себе» помогает ребёнку осознать свою уникальность, непохожесть на других. Его возможности постоянно развиваются и совершенствуются.
- Раздел «Чувства, желания, взгляды» учит детей осознанно относиться к своим эмоциям, чувствам, переживаниям и понимать эмоциональное состояние других людей.
- Раздел «Социальные навыки» предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, научит конструктивно строить свои отношения с другими людьми, понимать причину конфликтов и самостоятельно разрешать их.
В современной концепции содержания образовательной политики обозначено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать сформированность ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах. Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» в большей степени способствует формированию социально-коммуникативной компетентности. Цели программы отражают показатели социально-коммуникативной компетентности у дошкольников. Например:
- Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
- Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, спокойно отстаивать свое мнение.
- Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать, принимать и оказывать помощь и т.д.), умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Детский сад № 186 «Вазовец» является базовым по социально - личностному развитию детей дошкольного возраста для детских садов АНО ДО «Планета детства «Лада». В течение более 10 лет систематически и целенаправленно работает по данному направлению. Все воспитатели и специалисты обучены по этой теме. Ежегодно в детском саду проводятся мероприятия по повышению квалификации педагогических работников АНО ДО «Планета детства «Лада» разных категорий (руководители, психологи, воспитатели) с учетом требований программы «Я, ты, мы»: школа профмастерства, курсы повышения квалификации, консультпункты, совещания. Коллективом детского сада разработаны программа, перспективное планирование, диагностика, требования к организации предметно-пространственной среды по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, которые используются 48 детскими садами АНО ДО «Планета детства «Лада». Издана книга: Пенькова Л.А., Самофалова Т.И., Каратаева Г.М. Учебно-методическое пособие по соц-эмоц.развитию детей дошкольного возраста к программе «Я, ты, мы». Тольятти, 2001. Опыт работы детского сада ежегодно представляется через публикации статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», сборниках конференций, семинаров различного уровня.
В 2009 г. коллективом детского сада были разработаны методические рекомендации, отражающие опыт работы по проектированию образовательной среды ДОУ в контексте социально-эмоционального развития ребёнка в летний период. Этот материал был представлен: на итоговом совещании руководителей детских садов АНО ДО «Планета детства «Лада» «Организация работы с детьми в летний период по социально-эмоциональному направлению» (июнь 2009 г.); на городской выставке-ярмарке педагогических идей (апрель 2010 г.); на IV Тольяттинских августовских педчтениях «От компетентного учителя к компетентному ученику» (август 2010 г.). Многолетний опыт работы детского сада по программе социально-эмоционального развития «Я, ты, мы» высоко оценён городским педагогическим сообществом и рекомендован для дальнейшего распространения. С этим материалом коллектив участвовал во Всероссийском конкурсе для работников дошкольного образования «Методист-новатор-2010», где стал дипломантом (работа вошла в 50 лучших). Показателем эффективности использования программы «Я,ты,мы», как средства формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников является ежегодная положительная динамика социально-эмоционального развития воспитанников.
Заведующий детским садом № 186 Самофалова Т.И. Педагог-психолог Кузнева Е.И.
Вернуться назад
|