Главная > Обмен опытом, Архив новостей > Реализация модели системы здоровьесбережения дошкольников

Реализация модели системы здоровьесбережения дошкольников


26 апреля 2011. Разместил: GAEgolaeva

Детский сад №66 « Матрешка» - структурное подразделение АНО ДО «Планета детства «Лада» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому направлению развития  воспитанников.
В течение ряда лет коллектив педагогических и медицинских работников   осуществляет деятельность по повышению эффективности реализации  задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников детского сада, в том числе задачи  формирования у дошкольников  потребности к здоровому образу жизни.
Так, в 2010г. коллектив детского сада «Матрешка», под руководством кпн, доцента кафедры дошкольной педагогики ТГУ Ошкиной Аллы Анатольевны,   разработал  наиболее оптимальную систему здоровьесберегающей деятельности детского сада на основе реализации универсальной модели.
Причины разработки и внедрения в управленческий и педагогический процесс    данной модели - выявленные в ходе аналитической деятельности  проблемы:

  • на практике не в полной мере реализуется принцип   дифференцированного  подхода к детям с учетом индивидуального состояния здоровья и развития функциональных способностей воспитанников;
  • не всегда реализуется  системный подход в  формировании у дошкольников всех компонентов ЗОЖ;                                                                                   
  • не на интегративной основе осуществляется взаимодействие специалистов детского сада по решению задачи сохранения и укрепления здоровья детей;
  • не всегда родители и коллектив д/с используют единые подходы  по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка-дошкольника.     

Модель здоровьесберегающей деятельности  включает систему взаимосвязанных блоков, состоящих из следующих элементов: целевой; содержательный,  технологический и оценочно – результативный.

Реализация модели системы здоровьесбережения дошкольников

 

Таким образом, выстраивая деятельность по алгоритму: → анализ → цель → задачи → методы, формы, средства → результат; учитывая ресурсы и индивидуальные условия детского сада, реализуется системный подход в освоении всех компонентов здорового образа жизни человека (культурно-гигиенических навыков, питания, двигательной активности, закаливания и выполнения режима дня, медицинской активности, овладения навыками психоэмоциональной регуляции).
Необходимо отметить,  что с учетом всех необходимых нормативно-правовых документов, коллектив детского сада  большое внимание уделяет особенностям организации закаливания (как одного из компонентов ЗОЖ). Так, содержательный компонент  модели  включает выполнение как основных видов  закаливания, так и  специальных (интенсивных), при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или его части, обычно закрытой одеждой,  с интенсивными холодовыми (прохладной  водой, воздухом отрицательной температуры), тепловыми (водой, воздухом высокой температуры) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры.
К интенсивным методикам водного закаливания в условиях детского сада и семьи  относятся: обширное умывание прохладной водой, ходьба по мокрой дорожке, контрастное обливание стоп, обливание ног холодной водой, плавание детей в закрытом бассейне, купание в открытом бассейне, ходьба по мокрой траве.
Технологический компонент образовательно-оздоровительного процесса представляет собой  реализацию содержательного компонента посредством  различных технологий, форм, методов, приемов,  средств. В преддверии введения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, согласно  новым  Федеральным Государственным Требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, коллектив детского сада рассматривает технологический компонент преимущественно в рамках совместной деятельности педагога с детьми, осуществляемый в ходе:

  • организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения);
  • образовательно-оздоровительной  деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • самостоятельной деятельности детей.

В рамках вышеобозначенных форм и моделей образовательного процесса осуществляется формирование всех компонентов ЗОЖ. Так, например, формируя поведенческий компонент ЗОЖ,   в  повседневной жизни основные виды закаливания (полоскание зева прохладной водой, игры с водой и др.) органично вписываются в режим жизнедеятельности детского сада и группы.  А для проведения специальных  (интенсивных) методик закаливания выделяется дополнительное время преимущественно  во второй половине дня, после дневного сна (кроме купания в закрытом или открытом бассейне). Для реализации системного подхода, коллективом детского сада были разработаны и внедрены циклограммы образовательно-оздоровительной деятельности на основе режима дня и сетки видов деятельности:

 

Пример циклограммы образовательно-оздоровительной деятельности в старшей группе.

Понедельник

Время в режиме дня Содержание деятельности
7.00-7.10 Беседа «Как я провел день с пользой для здоровья».
7.10-7.20 Индивидуальная работа с детьми по развитию речи .Составление рассказов по алгоритму.
7.20-7.30 Дыхательная гимнастика
7.30-7.45 Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика
7.45-8.00 Самостоятельная деятельность детей
8.00-8.15 Утренняя гигиеническая гимнастика с элементами закаливания
8.15-8.30 Гигиенические процедуры
8.30-8.45 Завтрак
8.45-8.55 Полоскание полости рта прохладной водой
9.00-11.00 Организованная деятельность ( по сетке видов деятельности)
11.00-12.30 Прогулка (игры, наблюдения, инд.работа по развитию движений,  п/и,труд)
12.30-13.00 Обед, КГН
13.00-13.10 Полоскание полости рта прохладной водой, гигиенические процедуры
13.10-15.00 Тихий час (сон без маек с доступом воздуха)
15.00-15.10 Гимнастика - побудка
15.10-15.30 Мини- Стадион «Здоровье» с переходом на закаливающие (водные) процедуры
15.30-15.45 Работа в речевом уголке.  Составление сказок о здоровье
15.45-16.15 Игровая деятельность
16.15-16.30 Самостоятельная деятельность детей
16.30-16.50 Ужин
16.50-17.00 Гигиенические процедуры ,полоскание  горла прохладной водой
17.00-18.30

Вторая прогулка, подвижные игры, индивидуальная работа по ФИЗо, самостоятельная деятельность детей. Итог дня.

 

 

В  течение 2010-2011 г.г. коллектив детского сада подбирал, апробировал, разрабатывал каталог методических материалов с целью использования их   в совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей)  с детьми в соответствии с видами детской деятельности.

Важно то, что модель здоровьесберегающей деятельности может быть действенной и эффективной при соблюдении обязательных   условий: 

  1. Взаимодействие  детского  сада  с  семьей;                                                                                
  2. Готовность педагогических кадров к реализации системы здоровьесбережения;  
  3. Создание благоприятной  здоровьесберегающей и здоровьесозидающей среды. 

В детском саду «Матрешка» продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства педагогов по вопросам здоровьесбережения, представляющая собой методическое сопровождение процессов профессионального адаптирования, становления, развития и саморазвития воспитателей. Одним из эффективных направлений  повышения профессионального мастерства является включение педагогических работников в научно-исследовательскую  работу по проблеме воспитания здорового ребенка.
В течение ряда лет в детском саду  созданы и осуществляют плодотворную деятельность по исследованию проблемы здоровьесбержения ряд творческих групп. 

№ п/п Название Цель деятельности Методический продукт
1. Здоровьесбережение

Сохранение и укрепление

физического здоовья

  

Методические рекомендации по

организации водного закаливания

 
1.1.

Закаливание

воспитанников

1.2.

Создание

двигательной среды

- Каталог подвижных игр;

- Перспективно-календарное

  планирование двигательного часа на

  свежем воздухе;

- Рекомендации по содержанию

  двигательных центров

2 Сказкотерапия

Сохранение и укрепление

психологического

здоровья

Составлены:

- конспекты занятий;

- Каталог релаксационных

  текстов;

- Каталог музыкальных произведений с учетом

  возраста

3

Работа со

способными детьми

Развитие

индивидуальных

функциональных

способностей детей

- Перспективно-календарное

планирование кружковой работы;

- Комплексы совместной двигательной

деятельности с детьми

с использованием нетрадиционного

оборудования

 

4 По работе с ЧБД

Профилактика и

сохранение здоровья

часто болеющих детей

Разработаны:

- план оздоровления;

- оздоровительный комплекс

  для детей;

- схемы индивидуального

   закаливания;

- рекомендации;

- консультации

 

Совместная работа с семьей осуществляется посредством реализации современных технологий работы с родителями по вопросу осознания взрослыми понятий  «здоровье» и «здоровый образ жизни». Эти технологии  условно разделены на три группы:

  1. технология наглядного получения информации. Такие формы работы помогают  решать  задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания здорового ребенка в условиях детского сада; пропаганду, направленную на оздоровление детей.
  2. технология совместной деятельности,  где родители являются гостями и участниками совместной деятельности с детьми: рассказывают о семейных спортивных традициях, об интересно организованном досуге и др., показывают фотографии, играют в различные игры.
  3. технология живого общения, где родители вместе с детьми принимают участие в разработке, подготовке, проведении культурно-досуговых мероприятий: Дней Здоровья, Тематических недель ("Закаливание - залог здоровья", "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др), участвуют в туристических походах.

Данная система работы с родителями позволяет на деле осуществить индивидуальный подход и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детей в течение всего пребывания в детском саду, а так же способствует появлению в семьях традиций здорового образа жизни.       
Реализация модели здоровьесберегающей деятельности возможна лишь при  создании здоровьесберегающей среды развития ребенка, под которой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную, насыщенную совокупностью образовательных факторов, развивающих ребенка в процессе пребывания его в детском саду. Наиболее актуальными на современном этапе  являются  и реализуются в детском саду принципы:

  • дифференциации и индивидуализации, который  предполагает   пополнение среды с учетом типологических особенностей детей группы.   Таким образом, в группе, которую посещают часто-болеющие дети сделан акцент на пособиях, укрепляющих дыхательную систему, направленных на освоение правил профилактики простудных заболеваний и т.п; в группе, где невысокие показатели развития силовых качеств – соответствующие пособия (эспандеры, гантели, скакалки и т.п.)
  • интегративного подхода; который   дает возможность детям в процессе любого вида деятельности  объединять смысл оздоровления в единой целое, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Так, в речевом центре расположены дидактические игры, направленные на формирование у детей умения составлять рассказы на тему «Как сохранять свое здоровье»? и т.п..

Представленная система работы доказала свою эффективность стабильно позитивной динамикой результатов  обследования состояния здоровья детей, и степени сформированности потребности к ведению здорового образа жизни у дошкольников в частности. 
Коллектив детского  сада не раз представлял педагогической общественности АНО и города  опыт своей деятельности по реализации задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников. В 2002 году выпущено пособие «Наш веселый стадион» (Тольятти «Развитие через образование») по применению нетрадиционного оборудования на занятиях по физическому воспитанию. Члены коллектива являются постоянными  участниками научно-практических коференций ТГУ.
В настоящий момент коллектив  готовит к выпуску пособие для педагогов и родителей «Рекомендации к организации и проведению закаливания детей дошкольного возраста»; является соавтором локального акта  АНО « Методические рекомендации по организации и проведению закаливающих процедур в детских садах АНО ДО «Планета детства «Лада».
Реализуя систему здоровьесбережения воспитанников, сотрудники детского сада в своей работе придерживаются  важного постулата: «Здоровье — это результат здорового образа жизни, который, в свою очередь, формируется на основе образа мышления и духовности человека».

Заместитель  заведующего по воспитательно-методической работе ДС  №66  «Матрешка»
Ирина Константиновна Храмова


Вернуться назад